Ситуация
Семнадцатый арбитражный суд в рамках апелляции назначил судебную экспертизу по оценке доли в обществе. По классике выбираем затратный подход:
— берём баланс
— анализируем все статьи баланса
— и, если считаем, что стоимость каких-то активов не рыночная, производим оценку рыночной стоимости, чтобы получить рыночную стоимость общества.
Из расшифровок и материалов дела нашли лицензию на право пользования недрами, а если быть точнее – ПГС. И вот заходим в открытые источники и начинаем поиск аналогов. Не буду вдаваться в детали и характеристики, но такие объекты мы находим и далее снова по классике: при наличии аналогов – сравнительный подход. Так бы сделали 99% оценщиков просто потому, что они оценщики, без специального экспертного и тем более без юридического образования.
| Ещё раз. 99% оценщиков считают бизнес затратным подходом, а активы – сравнительным. |
Но профессиональный эксперт, помимо специальных компетенций и навыков, должен обладать критическим мышлением и задать себе три раза: «Точно так правильно считать?» (шутка).
В процессе исследования, изучая юридическую сущность лицензии, выяснили, что она, как таковая, не может быть объектом гражданского оборота.
Перевожу: Лицензию нельзя продать от ООО «РиК1» к ООО «РиК2».
А если оценщик знает Федеральный стандарт оценки №1, то он знает, что, согласно п. 3 ФСО №1, «К объектам оценки относятся объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте».
Перевожу: Лицензия не имеет рыночной стоимости.
Приехали. Все понимают, что лицензия имеет ценность, так как способна генерировать доход, а рыночной стоимости по закону не имеет. Находим параллели с чем-то запретным и двигаемся дальше.
Что делать?
Классическая конструкция сломалась. А большинство даже бы не заметили: «мы же нашли аналоги».
По второму кругу начинаем анализировать (перечитывать, перезванивать, уточнять, задавать ещё много вопросов), что на самом деле продают под видом лицензии. И всё расставляется на свои места.
Фактически (де-факто) продаётся лицензия, как основная ценность, но, учитывая, что она не может быть самостоятельным предметом в сделке купли-продажи, то формально (де-юре) продается ООО (общество с ограниченной ответственностью), на которую она получена. И уже под новые обстоятельства судебный эксперт формирует новую конструкцию для оценки общества. Отказались от затратного подхода, как не отражающего объективную ценность активов, так как их нельзя оценить. Выбор был сделан в пользу сравнительного подхода, так как мы нашли объекты-аналоги, как общества.
| Решение судом было принято на основании экспертизы, без вызова эксперта в суд. Значит у сторон не было вопросов к заключению. Что бывает крайне редко, так как всегда есть сторона, которая будет недовольна результатам (иногда и обе). |
Только таким способом – исследуя весь массив имеющихся данных, включая критическое мышление, используя компетенции не только в оценке, но и в судебной экспертизе и юридической области возможно дать объективные выводы для суда, не совершив ошибок.
Поэтому, выбирая судебных экспертов, ориентируйтесь не только на наличие соответствующего квалаттестата по оценке и стоимости за работу, но и на компетенции в области судебных экспертиз и юридической сфере. Иначе назначат вам повторную экспертизу со всеми вытекающими финансовыми и временными затратами.
Если вам необходима оценка имущества или судебная экспертиза, звоните!
Тел.: +7 (3412) 77-68-08
E-mail: 322200@myperspektiva.ru
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости первыми!
|



